История села Бавлены очень древняя. В первый раз село упоминается в духовной грамоте Можайского князя Владимира Андреевича, писанной в 1410 году, который в завещании отказал село Богоявленское сыну своему князю Семену (собрание государственных грамот и договоров т.1, ст. 75). В конце 16 и в течение 17 столетия село Богоявленское было вотчиной уже Московского патриарха; с упразднением же патриаршества оно перешло в ведение Синодального приказа. В книгах патриаршего казенного приказа о нем находим следующие сведения: «102 (1594) года января 7 Иов патриарх Московский и всея Руси пожаловал детей своих боярских Семена да Михаила Петровых детей Свинского в Юрьевском уезде Польского в селе Богоявленском на 150 чети в поле, а в двух по тому же по 75 человеку».
Шли годы. В начале 17 века в России в это время разразилась так называемая «Великая смута». Не обошли стороной эти беды и нашу древнюю Владимирскую землю. Город Юрьев-Польский и его окрестности были разорены. В книгах вышеуказанного приказа номер 153 (1645) года записано: «В вотчине святого патриарха пустошь, что было село Богоявленское на речке на Бгоявленке». Пустошь Богоявленская была вновь заселена лишь в 1646 г., и в книгах патриаршего казенного приказа под этим годом отмечено: «Деревня, что была пустошь Богоявленская поставлена внове, а в ней 8 дворов крестьянских и бобыльских, в них 14 человек».
Название села Богоявленским дает основание предполагать, что первоначальная церковь в селе была основана, как и сейчас, в честь Богоявления Господня; в вышеупомянутом духовном завещании князя Владимира Андреевича видно, что она существовала уже в начале 15 столетия.
В феврале 1803 года священник Свято-Богоявленского храма с. Бавленья Иоан Матвеев, от лица прихожан, подал прошение Епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту о построении в селе каменной церкви вместо деревянной, которая по древности лет приходит в ветхость.
После глубокого изучения вопроса Консисторией Владимирской епархии о строительстве каменной церкви в с. Бавленье была выдана грамота: «О построении в означенном селе Бавленье, вместо деревянной, каменной церкви». Грамота за подписью его Преосвященства марта 18 дня 1803 года под № 2069 и книга при Указе Сборная, на два года дана под № 2068.
Из архивных данных видно, что в это время в селе было 65 дворов и одного только мужского населения 230 душ.
В необыкновенно короткий срок были собраны необходимые средства, наняты рабочие, и в 1810 г. Храм был выстроен и готов к освящению.
В сентябре 1810 г. Владыке Ксенофонту от священника с. Богоявленского Михаила Андреева, старосты Якова Климова и всех прихожан подан рапорт, в котором говорится: «Построена церковь каменная, которая всем церковным благолепием и утварью снабжена». Также священник и прихожане просят освятить храм и выдать антиминс для богослужения.
Также в архиве имеется рапорт благочинного Юрьевского округа Владимирской епархии Василия Елецкого: «По данной от Вашего преосвященства в прошлом 1803 года марта 18 числа благословенной, на построение состоящия ведомства моего в селе Бавленье каменного здания во имя Богоявления Господня церкви, Грамоте, оная церковь зданием кончена, утварью церковною и прочим благолепием убрана исправно». В приложенном рапорте дана опись, в которой говорится о полной росписи алтаря и великолепного шестиярусного иконостаса, о том, что для богослужения заготовлены серебряные богослужебные сосуды, что богослужебные книги содержатся в полном составе и что в ризнице имеются шесть разноцветных комплектов для священников и многое другое.
В консистории ОПРЕДЕЛЕНО: «новую церковь на выданном атласном антиминсе освятить вышепрописанному благочинному священнику Елецкому октября, 9 числа сего года».
В клировой ведомости за 1811 г. находим, что домов в селе 52, мужчин 154, женщин 175 человек. Храмовой земли имеется 34 десятины и 45 кв. сажень. При храме имеются дома для священно- и церковнослужителей на церковной земле, построены тщанием прихожан в 1895 г. И составляют собственность церкви. Имеется церковная школа, открытая в 1898 г., в которой проходят обучение 39 мальчиков и 27 девочек. При храме функционирует церковная библиотека.
Революционные преобразования 1917 г. затронули все стороны национальной жизни. Они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью.
Священник Василий Виноградов из-за непосильных налогов был вынужден отказаться от исполнения священнических обязанностей. Последняя служба в храме, судя по архивным фактам, была проведена 7 сентября 1938г.
В списке церквей Кольчугинского района церковь с. Бавлены считалась не закрытой. Власти объясняли ее бездействие то отсутствием священника, то аварийным состоянием. Все эти годы одним из наиболее активных прихожан, требовавших открытия храма, бал Муратов Михаил Иванович. Многочисленные письма во многие инстанции были подписаны его именем.
В 1943 г. 15 апреля состоялось общее собрание прихожан прихода с. Бавлены. Присутствовало 48 человек. Было принято постановление. Весь доход пересылать на оборону Родины, лишь бы открыли храм. Священником решили просить власти зарегистрировать протоиерея Константина Миловского, проживающего в с. Беречино, о чем он выразил свое согласие. Но районные власти еще по инерции сопротивлялись. 8 января 1944 г. властями был составлен акт: практически нетронутый за 6 лет храм признан негодным. Но Муратов М.И продолжает добиваться открытия храма.
И наконец к 1945 г. под давлением новой политики и неиссякаемой энергии прихожан наверх подается объективная информация: « Техническое состояние Свято-Богоявленского храма с. Бавлены, как снаружи так и внутри удовлетворительно, ремонта не требет». Церковь не закрыта, но и не работает, т.к. нет священника. Налог за здание и земрента уплачены по 1945г.».
Можно много говорить, как пытались прихожане отстоять свой храм. Много судеб помнит он на своем веку. Храму предстояло испытать 45 лет унижений.
Только после «перестройки» 22 ноября 1990 года Медведев Аркадий Федорович послал епископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию прошение и получил благословение на образование новой общины в храме с. Бавлены.
11 января 1991 года в с. Бавлены было проведено собрание прихожан. Началась подготовка храма к богослужениям (отчистка храма от остатков комбикорма, установление иконостаса и многое другое). Вначале молились на дому у прихожан, после подготовки храма начались службы и в самом храме.
В настоящее время в селе, как и в старину, церковь в честь Богоявления Господня с колокольней. Престолов в ней два: холодный – в честь Богоявления Господня, теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Настоятелями храма являлись священник Николай Тихомиров (1991-1996г.г.), священник Аркадий Гоглов (1996-1999г.г.), священник Сергий Фомантьев с августа 1999 по настоящее время.